Наследие

Драгоценные портреты

Оставляя свой образ в истории, музы известных художников выбирали самые роскошные наряды. Драгоценная брошь — обязательный спутник женщины — нередко претендовала на то, чтобы затмить красоту хозяйки.

НА ПОРТРЕТАХ ГАННЫ ЗБОРОВСКИ МОДИЛЬЯНИ НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛ ИЗОБРАЗИТЬ ГОРДОСТЬ ХОЗЯЙКИ — ЗОЛОТУЮ БРОШЬ С СИНИМ КАМНЕМ.
Броши сопутствуют своим хозяйкам на портретах. Вот графиня Эмилия Соммарива Сейер позирует в целой выставке драгоценностей. Тут и жемчужное колье, и ювелирная пряжка, и браслет с крупным рубином, и жемчужные заколки в высоко уложенных волосах по моде конца XIX века. Но главное место — у броши, держащей лиф. Художник Шарль Буланже де Буафремон как будто бы вспоминает свою юность при дворе Людовика XVI и самых прекрасных женщин королевской Франции. Королевский паж спасся от революции, бежал в Америку, был пленником пиратов, вернулся знаменитым художником, знающим толк в атрибутах искусства. Недаром у графини не только брошь на груди, но и книга в руках — две собранные ею библиотеки получил в подарок город Нанси.

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам еe никто не мог противиться, — писал князь Феликс Юсупов о своей матери. Серов восхищался одной из красивейших женщин России, гостил у нее в Архангельском, писал портреты ее и сыновей. На груди у княгини Юсуповой, сидящей в комнате своего дворца на Мойке, — квадратная брошь, часть бесценных фамильных украшений, похищенных и проданных в революцию.

На портрете Изабеллы Португальской, написанном Тицианом, сразу две броши. Обе — в волосах и на груди — части более сложных украшений, но самые заметные их части. Ее муж Карл V, император Священной Римской империи и обладатель 10 корон, любил ее так, что, овдовев, не взял себе другой жены, а перед смертью просил принести ее портрет.

Среди фетишей Данте Габриэля Россетти — рыжие волосы и жемчужная брошь в виде спирали моллюска, которая фигурирует на многих его полотнах.
Польскую аристократку Ганну Зборовску, жену друга Модильяни, поэта и галериста Леопольда Зборовски, художник писал много раз. Модильяни брал за портреты, которые сейчас стоят миллионы, плату в десяток франков. Не забывая при этом изобразить гордость хозяйки — золотую брошь с синим камнем.

Прерафаэлиты увлекались прошлым, женщинами и вещами. Среди фетишей Данте Габриэля Россетти — рыжие волосы (говорят, он сделал рыжей женщину на попавшей к нему в руки картине Боттичелли) и жемчужная брошь в виде спирали моллюска, которая фигурирует на многих его полотнах. Когда приятель взял ее на время и потерял, Россетти оплакивал ее, как свою Беатриче. «Портрет Симонетты Веспуччи» Пьеро ди Козимо — посмертное изображение легендарной it-girl ренессансной Флоренции, модели Ботичелли и возлюбленной младшего Медичи. Обнаженная грудь — не место для брошки, которая короной сверкает над высоким, обритым по моде лбом красавицы.
Источник фото: Bridgeman images; DEA / G. Dagli ORTI; Leemage; Getty images
Текст: Алексей Тарханов
ЕЩЕ В РАЗДЕЛЕ ИСКУССТВО БРОШИ

Наследие

Багет на балет


Наследие

Это по любви





Наследие

Легкое дыхание









Наследие

Мир бездонный







поделитесь проектом