Наследие

Драгоценные портреты

Оставляя свой образ в истории, музы известных художников выбирали самые роскошные наряды. Драгоценная брошь — обязательный спутник женщины — нередко претендовала на то, чтобы затмить красоту хозяйки.

НА ПОРТРЕТАХ ГАННЫ ЗБОРОВСКИ МОДИЛЬЯНИ НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛ ИЗОБРАЗИТЬ ГОРДОСТЬ ХОЗЯЙКИ — ЗОЛОТУЮ БРОШЬ С СИНИМ КАМНЕМ.
Броши сопутствуют своим хозяйкам на портретах. Вот графиня Эмилия Соммарива Сейер позирует в целой выставке драгоценностей. Тут и жемчужное колье, и ювелирная пряжка, и браслет с крупным рубином, и жемчужные заколки в высоко уложенных волосах по моде конца XIX века. Но главное место — у броши, держащей лиф. Художник Шарль Буланже де Буафремон как будто бы вспоминает свою юность при дворе Людовика XVI и самых прекрасных женщин королевской Франции. Королевский паж спасся от революции, бежал в Америку, был пленником пиратов, вернулся знаменитым художником, знающим толк в атрибутах искусства. Недаром у графини не только брошь на груди, но и книга в руках — две собранные ею библиотеки получил в подарок город Нанси.

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам еe никто не мог противиться, — писал князь Феликс Юсупов о своей матери. Серов восхищался одной из красивейших женщин России, гостил у нее в Архангельском, писал портреты ее и сыновей. На груди у княгини Юсуповой, сидящей в комнате своего дворца на Мойке, — квадратная брошь, часть бесценных фамильных украшений, похищенных и проданных в революцию.

На портрете Изабеллы Португальской, написанном Тицианом, сразу две броши. Обе — в волосах и на груди — части более сложных украшений, но самые заметные их части. Ее муж Карл V, император Священной Римской империи и обладатель 10 корон, любил ее так, что, овдовев, не взял себе другой жены, а перед смертью просил принести ее портрет.

Жоли Кер, 1867, Данте Габриель Россетти
Портрет Ганны Збровски, 1917, Амедео Модильяни
Портрет графини Эмилии Соммарива Сейер, 1833, Шарль Буланже де Буафремон
Портрет Симонетты Веспуччи, 1480, Пьеро ди Козимо
Среди фетишей Данте Габриэля Россетти — рыжие волосы и жемчужная брошь в виде спирали моллюска, которая фигурирует на многих его полотнах.
Польскую аристократку Ганну Зборовску, жену друга Модильяни, поэта и галериста Леопольда Зборовски, художник писал много раз. Модильяни брал за портреты, которые сейчас стоят миллионы, плату в десяток франков. Не забывая при этом изобразить гордость хозяйки — золотую брошь с синим камнем.

Прерафаэлиты увлекались прошлым, женщинами и вещами. Среди фетишей Данте Габриэля Россетти — рыжие волосы (говорят, он сделал рыжей женщину на попавшей к нему в руки картине Боттичелли) и жемчужная брошь в виде спирали моллюска, которая фигурирует на многих его полотнах. Когда приятель взял ее на время и потерял, Россетти оплакивал ее, как свою Беатриче. «Портрет Симонетты Веспуччи» Пьеро ди Козимо — посмертное изображение легендарной it-girl ренессансной Флоренции, модели Ботичелли и возлюбленной младшего Медичи. Обнаженная грудь — не место для брошки, которая короной сверкает над высоким, обритым по моде лбом красавицы.
Источник фото: Bridgeman images; DEA / G. Dagli ORTI; Leemage; Getty images
Текст: Алексей Тарханов
ЕЩЕ В РАЗДЕЛЕ ИСКУССТВО БРОШИ

Наследие

Багет на балет


Наследие

Это по любви





Наследие

Легкое дыхание









Наследие

Мир бездонный







поделитесь проектом